ГЛАВА 18 ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ НЕМНОГО

В то время, когда мы можем быть уверены в периоде истории, в который придет Христос — «во дни тех царств» — точная дата Его Второго пришествия не откры­та. И на это есть веская причина. Если бы этот день был известен, большинство людей пренебрегли бы своим при­готовлением, пока не будет для них слишком поздно.

Бог, конечно, знает день и час, но этого никто больше не знает. Он сохранил эту важную информацию только для Себя, не говоря об этом даже ангелам, что бы они каким-то образом не рассказали ее и «силы тьмы» не овладели ею. Христос не принес с Собой эту весть, когда приходил пер­вый раз, чтобы жить среди людей несколько кратких лет. Он сказал: «О дне же том и часе не знает никто, ни ангелы небесные, а только Отец Мой Один» (Матф. 24,36).

Даже после Своего воскресения, когда Его ученики спросили, указывая на это [226] время: «Не в сие ли вре­мя, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Он же сказал им: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 6, 7).

Хотя мы не знаем точного времени, мы можем знать, когда оно близко, следя за обещанными признаками. Христос очень ясно подчеркнул это. Он желает, чтобы Его народ был всегда бдителен, наблюдая за признаками близости Его пришествия.

Христос говорил Своим ученикам: «Итак, бодрствуй­те, потому что не знаете, в который час Господь наш при­дет» (Матф. 24. 42).

И вновь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами жи­тейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно... Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподо­битесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21, 34—35).

Чтобы яснее им представить этот вопрос. Он обратил внимание учеников на стоящее поблизости дерево, гово­ря: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья, когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так, когда увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Лук. 21, 29—31). [227]

Обратите внимание, как все просто и понятно. Следи­те за Его пришествием, подобно тому, как вы наблюдаете весной за появляющимися листьями на деревьях. Вы ви­дите, как коричневые мертвые ветки быстро превращают­ся в ярко-зеленые.

Какие признаки, по словам Иисуса, будут исполнять­ся? Что Он имел в виду, говоря: «все сие»?

Он сказал, что будут знамения на небе, «на солнце, луне и звездах» (Лук. 21, 25). Будут «ужасные явления и великие знамения с неба» (Лук. 21, 11). Более определенные знамения: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Матф. 24, 29).

Будут также знамения на земле, включая «большие землетрясения по местам, глады и моры» (Лук. 21, 11).

В добавление ко всему будут знамения среди народов, потому что «восстанет народ на народ и царство на

 


царство? (Лук. 21, 10). И, как результат этого, будет «на земле уныние народов... люди будут издыхать от страха и ожи­дания бедствий, грядущих на вселенную» (25—26). В но­вой английской Библии это место звучит так: «Все наро­ды земли будут чувствовать себя беспомощными, не зная куда обратиться от рева огромных морских волн. Люди буду ужасаться при мысли о всем том, что обрушивается на мир». [228] Не мир во всем мире, но повсеместное бедствие — вот что изобразил Христос на Своей картине.

Знамения также будут видны в общественных отноше­ниях. В частности, мир погрязнет в моральном разложе­нии, подобном тому, которое предшествовало потопу во дни Ноя. Иисус сказал: «Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына человеческого: ели, пили, женились, выхо­дили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег и при­шел потоп и погубил всех. Так же, как было во дни Лота: ели, пили, покупали,    ели, строили, но в день, в кото­рый Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огнен­ный и серный и истребил всех» (Лук. 17, 26—29).

Кроме всего этого, будут также знамения в сфере ре­лигии. К примеру: «И будет проповедано сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем наро­дам; и тогда придет конец» (Матф. 24, 14).

В этой же главе Христос предсказал, что при Его при­шествии «восплачут все племена земные». Это указывает на отвержение Евангелия и окончательное отступление.

О чем говорят все эти обещанные знамения? Имеют ли они для нас, живущих во второй половине XX века какое-то значение? [229]

Что касается знамений на небе — затмения солнца и луны, падения звезд,— все это уже произошло и стало до­стоянием истории, о чем подробно изложено в моей кни­ге «Вы и ваша Библия».

Когда эти знамения исполнились, их влияние пронес­лось сокрушительной волной по всему миру, вызвав в на­чале XIX столетия великое религиозное пробуждение. В 1844 году оно положило основание великому движению Второго пришествия Христа.

Что касается знамений на земле, люди могут оспари­вать эту точку зрения, говоря, что на земле всегда были войны, голод, эпидемии и землетрясения. Поэтому, как можно эти бедствия принять за признаки приближения


Второго пришествия Христа? Ответ есть. Когда Христос высказал это пророчество. Он хорошо знал продолжи­тельный характер человеческих конфликтов и бедствий и поэтому имел в виду распространенность и увеличение всех этих бедствий,— в то время, когда население мира будет все более возрастать к концу времени.

Принимая все это во внимание, важно отметить, что за последние полстолетия мир намного больше пострадал от величайших войн, голода, эпидемий и землетрясений, чем за все время от сотворения мира.

В каждом веке были войны, но ни одна из них не унесла столько жизней, как Первая и Вторая мировые войны. [230] Во все времена был голод, но ни один из них не был таким обширным и губительным, как тот, ко­торый охватил Россию, Пакистан, Индию, Китай. Он на­долго сохранится в памяти.

Может быть, сегодня легче бороться с эпидемиями, чем это было в средневековье, но несмотря на это, неис­числимые миллионы людей каждый год умирают от бо­лезней в менее развитых странах.

Что касается землетрясений, — с 1900 года было на­много больше землетрясений, чем в любое прошлое сто­летие. Огромное смещение пластов уносит с собой боль­шое количество человеческих жизней, как бы образно ци­тируя слова ап. Павла: «Все живое во Вселенной стонет повсеместно» (Рим. 8, 22) (Новая английская Библия).

Относительно «уныния народов и недоумения» — та­кое состояние сегодня более преобладает, чем в любой другой период истории мира. Отчасти потому, что сейчас больше людей, чтобы осложнять международное положе­ние; частично из-за быстрого роста населения и отчасти из-за внедрения атомного оружия, которое, в буквальном смысле, заставляет людей терять силы от страха и пред­чувствия того, что грядет на землю.

А если взять слова «море» и «волны» в символическом значении «людей и народов», как об этом говорится в Откровении 17, 15,— тогда в этом отрывке мы имеем действительно потрясающее предсказание о том, что на­роды окажутся «бессильными», не зная куда обратиться от рева свирепых волн житейского моря. [231]

Относительно признаков, наблюдаемых в обществен­ных отношениях, кто будет оспаривать их наличие, имея


столь многочисленные доказательства моральной развра­щенности? Что столь болезненно ощутимо сегодня? Сек­суальные взаимоотношения в книгах, периодических из­даниях, в газетах и кино. Ужасающий рост разводов, под­нимающаяся волна преступности среди малолетних. Все это раскрывает моральный крах, непревзойденный еще со времени падения Рима, конца Вавилонской империи, ги­бели Содома и Гоморры или грядущего потопа на допотоп­ный мир.

Библия говорит, что во дни перед потопом «земля... растлилась и наполнилась злодеяниями» (Быт. 6, 12— 13). Более того, этот упадок распространился тогда на­столько далеко, что «все мысли и помышления» человече­ских сердец были «зло во всякое время» (Быт. 6, 5). Как совершенно эти слова описывают моральную трагедию наших дней! Конечно, штурвал времени совершил пол­ный оборот. Теперь мы вновь переживаем дни Ноя.

Обратимся теперь к знамениям в области религии. Только в настоящее время можно сказать, что благая весть проповедуется по всему миру, как свидетельство всем народам. Этого не было в пятом, десятом или пят­надцатом веках. Мир не был охвачен этой вестью в те дни. Христиане еще не видели открывающейся перед ни­ми перспективы — нести благую весть [232] до конца земли. Для этого у них не было средств, если бы они даже и желали идти.

Проповедь Евангелия по всему миру — это сравнитель­но современное понятие. Так же, как и всемирное распро­странение Библии. Только лишь в 19 столетии миссионе­ры отправились большими группами в зарубежные стра­ны. Только недавно Американское Общество отмечало 150-летний юбилей. Оно достигло успеха в переводе пол­ной Библии или ее частей более чем на 1200 языков.

Сегодня, так же как это было отмечено в предыдущей главе, выходит на сцену великое движение Второго при­шествия Христа. Оно внезапно и драматично расширило свои пределы, достигнув «каждого племени, колена, языка и народа». Точно так, как это предсказано в Откр. 14, 6—7. Они смело несут ту самую весть, о которой Господь сказал, что она будет проповедана миру как раз перед кон­цом времени: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14, 7). Ревностно они


вызывают народ из Вавилона, — Божий народ, который со­блюдает заповеди Божий и имеет веру в Иисуса Христа (Откр.14,12).

Есть еще один признак, заслуживающий особого вни­мания в наше время, признак, не менее важный, чем все эти доказательства приближающегося кульминационного момента истории. Я ссылаюсь на быстро ускоряющийся темп жизни. Как быстро совершаются события огромной важности, следуя одно за другим с непревзойденной быс­тротой! [233] Люди знают это. «Все происходит так вне­запно», — стало обычным выражением, столь типичным для нашего времени. Разного рода события, осуществле­ние которых когда-то казалось невозможным, сегодня происходят с поразительной быстротой.

Это тоже имеет библейское основание, единственное в своем роде, привлекающее наше внимание.

Отметьте для себя две великих клятвы, данных в Биб­лии. Одна находится в Бытие, а другая в Откровении, но обе они тесно соединены Божественным планом спасе­ния человечества.

В Бытие Господь сказал Аврааму: «Мною клянусь... Я, благословляя, благословлю тебя, умножая, умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря... И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт. 22,16-18).

Это же самое торжественное обещание вселяет уве­ренность в том, что Евангелие Христа будет в конце кон­цов возвещено по всему миру, как благословение всему человечеству.

В книге Откровение открыта вторая великая клятва, где Господь клянется Самим Собой, но теперь не только Аврааму, но и всему миру, что Его план спасения вскоре будет завершен: «А ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Жи­вущим во веки веков. Который сотворил небо и все, что на ней, землю и все что на ней, море и все, [234] что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгла­сит седьмой ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр.10,5-7).

Не будет больше промедления! В этом драматическом заявлении мы улавливаем Божественное нетерпение к


искоренению греха. Как сильно Христос желает, чтобы долго продолжающаяся борьба между добром и злом бы­ла, наконец, окончена.

В исполнении пророчества не будет больше отсрочки. Не будет промедления в возвещении последней вести предостережения миру. Его народ должен взяться за свою работу; завершить то, что еще останется незавер­шенным, и приготовиться к заключительным важным сценам в величайшей драме веков.

Когда исполнятся эти слова? Когда затрубит седьмой ангел, в то время «царства мира» станут «царством наше­го Господа и Христа Его и будут царствовать во веки ве­ков» (Откр. 11, 15).

Следовательно, во дни «тех царств»,— говоря словами Даниила, — исполнится это божественное определение. В наше время. Теперь. Сегодня эти слова отдаются эхом и разносятся по всей вселенной. Эта весть несется от пла­неты к планете, от солнца к солнцу, от звезды к звезде, к самым отдаленным пределам Царства Божия: «Времени больше не будет». [235]

В этом причина столь быстрого развития событий, по­трясающих всю землю, окружающих и ошеломляющих нас в это страшное, тревожное время. Все события в лю­бой сфере жизни ускоряют свой ход.

Некоторые подразумевают под этим скорость совре­менных средств передвижения. Возможность человека лететь самолетом из одного места в другое, почти не за­трачивая на это время. Папа Павел прилетел из Рима в Нью-Йорк, совершил мессу для множества народа на ста­дионе, встретился с президентом США и улетел назад в Рим. Все это он сделал за 36 часов.

Когда сверхзвуковой лайнер поднимается в воздух, пролетая 3500 км в час, пассажиры прибывают в место своего назначения, даже не почувствовав, что они поки­нули свой родной аэропорт.

Мы также ощущаем скорость современных средств со­общения. Человек может разговаривать со своим колле­гой, находящимся в любой части мира. Это он делает с помощью телефона, радио, телевидения. И когда какое-ли­бо известное лицо появляется на экране телевизора, мил­лионы людей могут слышать и видеть его одновременно.

Так же явно ускорение событий и в быстрой смене


великих империй и внезапном появлении новых го­сударств,— это самая поразительная революция в исто­рии мира и определенное исполнение вдохновенных предсказаний, что все народы «пробудятся» в час суда (Иоиль 3.12-14). [236]

Нельзя не заметить почти невероятные изменения, происшедшие в Римско-католической церкви за послед­ние годы. Изменения, которые казались совершенно не­возможными несколько лет назад. Вдохновленная папой Иоанном XXIII, эта древняя религиозная организация в XX веке совершила неожиданные резкие изменения. Об этом свидетельствуют ее многочисленные действия, при­нятые во время Второго Ватиканского собора, включая эпохальную декларацию о религиозной свободе.

Протестантские церкви в равной степени поражены ураганом современных идей. Они расколоты на части так называемым движением воссоединения, любой ценой от­деляются от тех, кто придерживается понятия, что исти­на более важна, чем фиктивное «единство».

Вновь продолжается ускорение в быстром прогрессе движения Второго пришествия Христа. Оно направлено на исполнение своего всемирного назначения. Господь сказал, что это движение в самые последние дни проне­сется по всему миру со скоростью ангелов. Подобно анге­лам, «летящим посредине неба». И это действительно так и происходит. Сегодня эта весть возвещается всем наро­дам.

Таинственное устрашающее чувство быстроты време­ни охватывает все человечество. Скорость и все большая скорость,— таков девиз времени. С неповторимой быст­ротой совершаются события огромной важности. Даже на утверждение законодательств, на которые обычно требо­вались годы, чтобы провести их через конгресс, — все это совершается в считанные дни и недели. [237]

Этот признак времени, возможно, один из самых ве­ликих признаков. Все это говорит нам о том, что время истекает и уже немного осталось времени.

Это означает, что совсем немного осталось ждать при­шествия нашего Господа. Намного меньше, чем мы дума­ем об этом. Он вернется во славе, как Царь царей и Гос­подь господствующих.

Что за благая весть в этом!


Это будет самый великий день изо всех дней, не име­ющий себе равных от начала времени.

Для всех любящих Бога это будет день исполнения их надежд, их мечта осуществится.

Умершие воскреснут. Некогда расставшиеся члены семьи соединятся вновь. Слезы уступят место смеху, а пе­чаль — безграничной радости.

Всякая боль прекратится, всякая скорбь и сердечная боль.

Все больные в одно мгновение будут исцелены. Увеч­ные обнаружат, что их недостающие члены будут восста­новлены: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немо­го будет петь» (Ис. 35, 5. 6).

Инвалиды поднимутся со своих кресел. Страдающие от различных артритов и многочисленных склерозов бу­дут вновь здоровы. [238]

В тот же момент все злое, все, что недостойно зани­мать место в Божьем царстве справедливости, исчезнет с глаз и из памяти в сверкающем сиянии Его присутствия (2 Фее. 2. 8).

О, какой это будет день! Какой величественный, слав­ный, незабываемый день! Поэтому не удивительно, что Иисус советует нам бодрствовать и ожидать этого дня. Хотя наше ожидание не будет столь долгим.

«Се гряду скоро!» — говорит Он. Давайте с радостью от­ветим: «Аминь! Ей гряди Господи Иисусе» (Откр. 22, 20).

 

Быть может и в час, когда ранней зарею Пробьется луч солнца над грешной землею. Придет наш Господь, окружен вечной славой. Собрать от земли Своих.

Быть может и в час. когда мрак полуночи

Все тьмою покроет, сомкнет наши очи,

Придет наш Господь, светом молний блистая. Собрать от земли Своих.

О, Спаситель, мы ждем,

Когда пред Тобой воспоем:

Аллилуйя. Он грядет к нам. Аллилуйя! Аминь. Аллилуйя! Аминь.