ГЛАВА 3

БОГ НЕ УМЕР

При виде этого заглавия вы можете спросить: «А какие заявления ученых и теологов были сделаны, что все мы ошибаемся, веря в Бога; и исследования космоса доказа­ли, что никакого Бога не существует?»

Действительно, некоторые хорошо известные лично­сти высказались именно таким образом. Один из русских космонавтов заметил, что в орбитальном полете вокруг Земли во время пребывания в космосе он искал Бога, но не мог найти Его. Джон А. Т. Робинзон, епископ англи­канской церкви, заявил в своей книге «Честность по от­ношению к Богу», что для Бога вообще не осталось места. Его нет «вверху» и «нигде». «В действительности, — ска­зал он, — некоторые люди инстинктивно чувствующие, что нет более никакой возможности верить в Бога в этот космический век, — показывают, как физически созрело это мышление о Боге, «Которого нет нигде». До тех пор, пока последние не исследованные тайны космоса будут исследованы [26] или представится возможность для их исследования (посредством радиотелескопов, если не по­средством ракет), — еще остается некоторая возможность представлять Бога мысленно в некоторой неизвестной сфере. Но даже уже теперь, кажется, нет места для Бо­га,— не просто в яслях, но даже во всей Вселенной, — ибо там уже не осталось ни одного свободного места» («Честность по отношению к Богу», 13—14).

Согласно мнению епископа Робинзона, для христиан настало время «взросления», когда они должны устра­нить понятие о личном Боге, хотя он и допускает, что для принятия такого взгляда необходимо устранить большую часть Библии и многие давно укоренившиеся христиан­ские понятия.

В действительности его взгляды очень мало отличают­ся от взглядов Гексли, отъявленного атеиста, высказыва­ние которого цитирует доктор Робинзон: «Вскоре для ин­теллигентного, образованного человека будет невозмож­но верить в Бога так же, как теперь невозможно верить, что земля плоская (Там же, стр. 38).

Но тот факт, что русский космонавт не обнаружил Бога в космосе, что проповедники, подобные епископу Робинзо­ну, не верят больше в личного Бога и что такие отъявлен­ные атеисты, как Гексли, совершенно устранили Его из мыслей,— все еще не доказывает, что Бога нет. Его не так легко устранить из Вселенной. Все вышеперечисленные доказательства означают, что эти добрые люди впитали в себя то, что ап. Павел весьма удачно назвал «мудростью этого мира», которую он сравнил с «безумием». [27]

Он пишет коринфянам: «Ибо, когда мир своею мудро­стью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и иудеи требуют чудес, и еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазны, а для еллинов безумие. Для самих же призванных иудеев и еллинов, Христа, Божью силу и Божью премудрость» (1 Кор. 1, 21-24).

Заявление апостола «мир своею мудростью не познал Бога», — сегодня так же истинно, как и в первом

 


Столетии христианской эры. И если люди теперь не находят Его, все это еще не говорит о том, что Он не существует.

Однако, в действительности в настоящее время есть намного больше доказательств существования личного, Всемогущего, Всезнающего Бога, чем даже в прошлом. Открытия нашего космического века не устранили Бога из Вселенной, но еще больше раскрыли перед нами Его великую мудрость и безграничную силу.

Астрономы в течение прошедших десяти лет, воору­женные новейшими телескопами, изучили больше об ок­ружающих нас галактиках, солнцах, лунах, планетах и других небесных телах, чем за все известное прошедшее время истории человечества. Своими опытами они до­стигли весьма отдаленных границ Вселенной, [28] исчис­ляемых миллионами световых лет; при этом они были по­ражены грандиозностью размеров, совершеннейшим по­рядком, точностью и величием всей Вселенной. Конечно, они также не видели Бога, но они заметили неоспоримые доказательства деятельности великого Зодчего, Чье творе­ние вызывает не только удивление, но и благоговение.

Весьма искусные инженеры и специалисты, планиро­вавшие курс «Маринера-IV», стыковку двух космических кораблей, траекторию лунной ракеты или запуск ракето­носителей «Титан», — в своих действиях встретились ли­цом к лицу с абсолютными законами природы, которым необходимо повиноваться или, в противном случае, они могли потерпеть неудачу в своих предприятиях. На этих законах основаны все их расчеты, и успех вложенных в них многомиллионных средств зависит от постоянства этих законов и движущихся с абсолютной точностью не­бесных тел миллионы миль вдали. Эти выдающиеся уче­ные тоже не видели Бога, но они, несомненно, почувст­вовали себя в присутствии чрезвычайного разума Законо­дателя, Который не только является источником всех весьма сложных законов и формул, но Он сохраняет их неизменными из столетия в столетие.

Биологи, вооруженные электронными микроскопами, в прошедшее десятилетие изучили больше о жизни и ее многих проявлениях, чем за всю известную историю. Они проникли в тайны, которые озадачивали их предше­ственников из всех столетий. Они взяли отдельную клет­ку и тщательно исследовали ее, и эти исследования


привели к величайшему удивлению. [29] Они приблизились к тайне жизни, но не смогли постичь ее. Они, возможно, не видели Бога, но воочию встретились с чудесными фак­тами, недоступными их пониманию, — с безошибочным доказательством искусного творения, замысла и мудро­сти, которыми может обладать только Безграничная Лич­ность. Зоологи в прошедшие десять лет также имели лучшие возможности изучать жизнь животных, чем когда-либо прежде. Применяя современные методы, они с большой тщательностью исследовали миграцию рыб и птиц и столкнулись с удивительными и необъяснимыми факта­ми, если не принять во внимание мудрость Бога, сотво­рившего их. Некоторые птицы, такие как арктическая крачка, — пролетают около 33000 км в год. Другие, подоб­но белому горластому певцу, который определяет свой маршрут по звездам, летят ночью, что говорит о наличии в его крошечной головке определенного плана и мышле­ния.

Удивительные факты открылись при исследовании жизни помеченных угрей. Будучи взрослыми, они на­правляются в южную часть Бермудских островов, где от­кладывают свою икру и умирают. Их потомки, молодые угри, движутся в двух направлениях. Происшедшие от американских угрей двигаются на запад, в то время как потомки европейских угрей двигаются на восток; но все они, независимо от разницы в расстоянии их пути, дости­гают устья своих рек, будучи 7,5 см длины!

Крылья орла также весьма тщательно исследовались, чтобы раскрыть тайну их особенно стойкой, поддержива­ющей силы при полете. [30] Чтобы изучить тайны удиви­тельно прекрасной окраски перьев павлинов и как дейст­вует их хвостовая система, — над ними провели анатоми­ческие исследования. С глубокой проникновенностью были изучены страусы, чтобы узнать тайну их фантасти­чески прекрасных перьев.

Ученые, занятые в этих исследованиях, могли не ви­деть Бога, но вне всякого сомнения, они были свидетеля­ми действия творческого разума, Который необъяснимым образом наделил Свои творения смышленостью и искус­ным инстинктом.

Врачи разных специальностей и особенно хирурги,


применяя флюороскопы, рентгеновские аппараты и дру­гую самую сложную медицинскую технику, в течение прошедших десяти лет узнали больше о процессах, проис­ходящих в человеческом организме, чем их предшествен­ники. Наиболее знаменитые медицинские светила сосре­доточили свое внимание на изучении тайн сердца, мозга, легких, пищеварительной и нервной системы, на орга­нах, воспроизводящих потомство. Но даже все эти иссле­дования не раскрыли всех тайн чудесного механизма че­ловеческого тела. Эти ученые не видели Бога, но они встретились лицом к лицу с бесчисленными доказательст­вами, что человек является шедевром беспредельно ис­кусного Творца.

Почему же некоторые высокообразованные люди, на­ходящиеся в таком близком соприкосновении с делами рук Божьих, которые находятся воистину рядом с Ним, идут по Его стопам и не могут видеть Его? По словам ап. Павла, Он невидим: «Царю же веков нетленному, не­видимому, единому премудрому Богу честь и слава во ве­ки веков» (1 Тим. 1, 17). [31]

Где же тогда Бог? «Вверху»? «Где-то вдали»? Кто зна­ет? Сам Бог сказал, что Он пребывает во «святилище» (Ис. 57, 15). Но Он не сказал нам, где оно находится. Безусловно, можно предположить, что оно находится в центре Вселенной. Но если Вселенная беспредельна, где может быть ее центр?

Мы должны быть осторожны, чтобы не ограничить Бо­га своими узкими умозаключениями, предполагая, что ве­ликий, чудесный Бог должен быть здесь или там, в точ­ном и определенном месте. Мне нравится славное поня­тие Давида: «Ибо небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» с. 113, 24).

В период молодости меня беспокоили вопросы о при­роде и личности Бога и поэтому наиболее древний воп­рос: «Чему подобен Бог?» Я спрашивал своих друзей: «Как вы представляете Бога, находясь в молитве?» Но никто из них не дал мне вразумительного ответа.

Я старался размышлять о словах Господа к Моисею: «Лица Моего тебе не можно видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20), и на основании этого текста пытался представить лицо Божье. Я также часто размышлял о встречающемся в Библии


высказывании: «Бога никто никогда не видел» (1 Иоан. 4,12), и еще больше желал узнать о Нем.

Я также читал прекрасное описание хвалы и благодар­ности, высказанное ап. Павлом: «Которое в свое время от­кроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих. Единый, имеющий бессмер­тие [32], Который обитает в неприступном свете. Которо­го никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная» (1 Тим. 6, 15. 16). Как сочетать эти высказывания? Как можно наглядным образом пред­ставить себе невидимого Бога? Можно ли представить Его лишь как великолепное сияние света?

Затем я однажды прочитал слова ап. Иоанна: «Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1, 18).

Вдруг меня озарил великий свет. Здесь находился от­вет на все мои вопросы. Нет нужды спорить и напрягать свой ум, чтобы постичь неразрешимые тайны безгранич­ного Бога! Сам Христос явил Его! «Бог во Христе прими­рил с Собою мир» (2 Кор. 5, 19). Знать Христа — означа­ет знать Бога.

Эта же самая проблема однажды беспокоила Филиппа. Согласно его понятию, если бы он мог увидеть Отца,— этого было бы достаточно. «Покажи нам Отца, — умолял он, — и мы не будем просить ничего более» (Иоан. 14, 8, анг. перев.).

Господь ответил: «Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня, видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не ве­ришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые [33] Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14. 8-11).

Христос всецело отождествлял Себя с Богом. «Я и Отец — одно» (Иоан. 10, 30),— заявил Он в другом слу­чае. И снова Он подчеркнул: «Иисус же возгласил и ска­зал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославше­го Меня; и видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ио­ан. 12, 44-45).

Какие утешительные слова! Невидимый ясно явил Се­бя! Относительно Него не может быть никакого сомне­ния. Для получения полного определения познания о Боге


мы можем прикоснуться к Его ранам и вместе с Фомой воскликнуть: «Господь мои и Бог мои!» (Иоан. 20, 28).

Несомненно, нет ни одной фотографии Христа. И на­сколько нам известно, нет ни одной картины, нарисован­ной во время Его временного пребывания на земле. Если бы таковые и были, они не смогли бы долго просущество­вать. Но несмотря на это, история Его жизни так всесто­ронне и подробно изложена, что ни один христианин не сомневается, что в случае встречи со Спасителем лицом к лицу,— он сразу же узнал бы Его.

Посредством Своей краткой жизни на земле Христос оставил такое впечатление, которое никогда не изгладит­ся из сознания людей. Его [34] неповторимое служение, исполненное любви и жертвы, отразило Его портрет ве­ликим штампом на истории человечества. Он оставил от­чет откровения о Боге, который все люди, в любом возра­сте, могут знать и понимать Его. Открывая Бога людям, Христос представил все качества характера Отца. Он от­крыл Его характер, как олицетворение праведности, силы и любви.

Когда в древности Иегова снизошел на облаке и про­шел перед Моисеем, Он провозгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый, и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исх. 34:6, 7).

Этот же любвеобильный Бог был явлен Христом. Ког­да люди слушали Его, они изумлялись,— никогда еще Бог не был представлен в таком свете! Они весьма возра­довались, когда Он сказал: «Ибо Сын Человеческий при­шел не губить души человеческие, а спасать» (Лук. 9, 56). Они с великой любовью отнеслись к Нему, когда Он сказал: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спа­сти погибшее» (Лук. 19, 10). И весьма удивились, когда Он сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан, 3, 16, 17).

An. Иоанн, внимавший словам Иисуса на протяжении трех с половиною лет, пришел к заключению, что «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). В течение этого времени он


слышал голос Божий. Он видел Бога в действии. Христос от­верзал глаза слепым и слух глухим. Больные исцелялись, прокаженные очищались, и даже мертвые — воскресали. По мере того как любовь проявлялась в жертвенном слу­жении бедным и нуждающимся,— чудо следовало за чу­дом. Люди говорили: «Никто не говорил так, как Этот Че­ловек» и «все хорошо делает» (Иоан. 7, 46, Марк, 7, 37).

Бог был во Христе, являя воочию Себя — ухаживая за всеми, проявляя любовь, «примиряя с Собою мир», не желая, чтобы кто-либо погиб.

Внимательно наблюдая за Христом, люди были свиде­телями такой благости, такого совершенства, что они с уверенностью признавали Его за Бога. Такое откровение бесподобной любви, совершенной праведности, безуко­ризненной справедливости и безграничной силы, — было несомненно божественным.

Поэтому они поклонились Ему. Иисус Христос прини­мал их поклонение. Это было дальнейшее доказательство Его тождества с Богом.

Затем последовали Его смерть и воскресение. Венчаю­щим актом Его служения примирению была Голгофа. В этой ужасной драме Бог был представлен наиболее совер­шенным образом.

Любовь! На Голгофе Бог был во Христе умирающим за нечестивых; Он претерпел незаслуженную смерть, чтобы другие могли жить. [37]

Праведность! Именно на Голгофе Бог был во Христе, возвеличив Свой святой закон, будучи послушным даже до смерти и смерти крестной и демонстрируя перед всей Вселенной Его вечную нерушимость.

Справедливость! Именно на Голгофе Бог во Христе воспринял наказание за нарушенный людьми Его за­кон, — Законодатель умирал за беззаконников. Судья за преступников закона, Праведник за неправедных.

Сила! Именно на Голгофе Бог во Христе разрушил узы смерти, взял приступом врата ада и снова открыл путь че­ловеческой семье к дереву жизни.

Нет ничего удивительного, «когда сотник и те, кото­рые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: «Воистину Он был Сын Божий!» (Матф, 27, 54).

Не удивительно также, когда короткое время спустя


an. Павел писал: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2,6—11).

Смерть не могла удержать Его. Из запечатанной гроб­ницы Он вышел как могущественный Победитель. Неод­нократно являясь Своим ученикам в телесном виде, «с плотью и костями» (Лук. 24, 39), и имея на Своем теле раны, как следы Своего распятия (Иоан. 20,27), — Он, наконец, вознесся на небо, где, согласно Писанию, «вос­сел одесную престола величия на небесах» (Евр, 1,3).

Христос и на небе остается таким же, каким был «вче­ра, сегодня и во веки Тот же» (Евр, 13, 8), — ожидая дня Своего обещанного славного возвращения, «доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (Евр. 10, 13).

Хотя мы не в состоянии понять все тайны Божества или воспринять весь свет, который Бог явил относитель­но Самого Себя, все же мы с уверенностью знаем, что Тот, Кто воспринял человеческую плоть, в ней будет пре­бывать во всю вечность,— вместе со знаками Своих зем­ных страданий, находясь рядом с Отцом на престоле Его.

Пусть же наши мысли направляются не к какой-то не­реальной пустоте, но к славному, возвышенному престо­лу в небесном святилище и к Тому, Кто «воссел одесную престола величия на небесах», — ко Христу, нашему Гос­поду и Богу!

Какая это благая, радостная весть!